Возможно ли сделать многополосную акустику максимально компактной? Как разместить динамики, несущие ответственность за воспроизведение различных частот, на одной звуковой оси? Эти вопросы будоражили умы аудиоинженеров с момента появления Hi-Fi.
Сейчас мы поболтаем об одном из дорог их решения. О коаксиальных динамиках.
Научный подход к аудио говорит, что с целью достижения большой звуковой достоверности колонка (либо же по-научному “звуковой излучатель”) обязана стремиться к габаритам одной-единственной точки в пространстве. Так, совершенная колонка – точечный излучатель. Таковой себе сферический Hi-Fi-конь в вакууме. Как раз точечный излучатель, в соответствии с теории, способен обеспечить максимально правильную всенаправленную передачу звука.
Без искажений, появляющихся в местах обоюдного наложения/пересечения звуковых волн от динамиков, несущих ответственность за различные частотные полосы.
Казалось бы, таковой точечный излучатель всем оптимален. Он по определению компактнее каждый аудиоконструкции. И наряду с этим снабжает недосягаемую для них достоверность звучания.
Но так превосходно все возможно лишь в теории. Тут заканчивается утопический мир формул на досках высоколобых теоретиков и начинается жёсткая действительность инженеров-практиков.
Первая неприятность подстерегает нас в плоскости технической реализации. В частности в соответствии текущего технологического уровня потребностям создания близкого к идеалу одного-единственного динамика, талантливого с однообразной точностью единовременно воспроизводить все звуковые частоты. Другими словами совершенного широкополосного излучателя. Назовем его ИШП.
Дело в том, что начиная с определенных габаритов для того чтобы динамика колебания его мембраны при воспроизведении становится крайне проблематично осуществлять контроль. Различные участки вынуждены колебаться с разной частотой, соответствующей ВЧ-, СЧ- и НЧ-спектрам в один момент. Сохранить достоверность звучания и не взять наряду с этим кучу нелинейных искажений – очень сложная инженерная задача, требующая как дополнительных средств контроля колебаний, так и наличия сверхлегкой мембраны самого динамика.
В целом, кроме того текущий уровень разработок, включая динамики из композитных материалов, легких сплавов, керамических прочие ухищрения и напылений, не может полностью решить такую задачу для динамика диаметром более 2-3 дюймов. Соответственно, излучатели, максимально приближенные сейчас к ИШП, – удел наушников. Для звуковых совокупностей, чья мощность образовывает хотя бы 1 Ватт, необходимы принципиально иные решения.
Как и более полувека назад, таким ответом остаются коаксиальные динамики. Мысль несложна и очень способна в один момент. Разместить в единой корзине два либо три отдельных динамика, любой из которых отвечает или за две, или за одну частотную полосу. Расположенные на одной звуковой оси, эти динамики однако являются независимыми, другими словами владеют собственными катушками, магнитами и, очевидно, мембранами.
Таковой подход разрешает решить основную инженерную задачу – обеспечить должный уровень контроля над мембраной динамика. Тут эти мембраны просто-напросто поделены.
Но, увы, в этот самый момент не обошлось без неприятностей. Сама фундаментальная конструктивная мысль таких излучателей диктует достаточно высокую сложность конструкции, и предполагает дополнительные инженерные упрочнения по обоюдному демпфированию динамиков, несущих ответственность за различные полосы. Так как пребывав максимально близко друг к другу, динамики неизбежно взаимно передают паразитные колебания как мембран, так и самой корзины.
И далеко не всегда, в особенности на высокой громкости, вероятно обеспечить желаемый контроль над мембранами и высокую достоверность.
Ответ этих неприятностей существует. И оно на пара порядков дешевле разработки того самого крупногабаритного ИШП. Но однако оно повышает цена изготовления и, очевидно, конечную цена коаксиальных динамиков, отвечающих стандартам Hi-Fi.
В следствии итоговая цена одного отличного “коаксиала” как минимум не уступает цене трех отдельных излучателей, из которых возможно собрать пускай не точечную, но в полной мере хорошую компонентную звуковую совокупность.
Следующая неприятность есть производной прошлой – создание вправду замечательных коаксиальных динамиков, талантливых наряду с этим воспроизводить частоты ниже 30 Гц, есть задачей не меньше сложной, чем разработка того самого ИШП! Вибрации и звуковое давление на мембраны СЧ- и ВЧ-динамиков, появляющееся наряду с этим, фактически нереально компенсировать без кардинального усложнения и без того непростой и дорогой конструкции.
Казалось бы, всё, это тупик. Расходимся и забываем о коаксиальных динамиках как о тупиковой ветви развития аудио. Но нет! Их преимущества, а в первую очередь компактность если сравнивать с компонентными многополосными АС, оценили производители машин. И на сегодня 99% динамиков, устанавливаемых в аудиосистемы машин, коаксиальные.
От них не нужно соответствие Hi-Fi-стандартам, что делает такие решения относительно недорогими. Не нужно и воспроизведение НЧ в диапазоне менее 50-60 Гц. За это отвечает уже отдельный сабвуфер, что может установить на собственный авто любой любитель “басовитых” жанров.
Соответственно, коаксиальные динамики тут на своем месте.
Не остались они и за бортом Hi-Fi. Небезызвестная компания Tannoy остается верна традициям и радует меломанов акустикой, главными излучателями в которой неизменно являются коаксиальные динамики их собственной разработки. Отдельного упоминания заслуживают серии её топовых АС. Это воистину произведения аудиоинженерного искусства. Но, увы, фактически уникальные.
Очень высокая цена этих ответов не дает им стать по-настоящему популярными.
Вот и все на сегодня. А в последующих статьях цикла “Hi-Fi теория” мы ознакомимся и с некоторыми вторыми попытками создать ИШП. До скорого!
Если вы нашли неточность, прошу вас, выделите фрагмент текста и надавите Ctrl+Enter.
Увлекательные записи:
- Honor 7 – представлен металлический флагман от huawei
- Honor cherry – вишенка для россии
- Hoverboard. скрытая угроза