«Нездоровая обстановка» установилась на рынке мобильных телефонов, пожаловался «Ведомостям» влиятельный источник в федеральной сети салонов сотовой связи. Он утвержает, что большие продавцы столкнулись с ростом товарных запасов. Президент «Евросети» Алексей Чуйкин говорит о росте запасов в целом по рынку, а пресс-секретарь компании Очир Манджиков уточняет, что «у компании имеется больший, чем в большинстве случаев, запас по некоторым брендам».
Представитель «Цифрограда» Татьяна Москалева говорит, что повышение запасов компании связано с расширением количества и ассортимента единиц товара у ритейлеров. Представитель «Связного» рост отрицает, а Dixis — отказался от комментариев.
Телефоны не хорошо продаются, признает ведущий аналитик Mobile Research Group (MRG) Эльдар Муртазин. Согласно данным MRG, торговые запасы в течение первых трех месяцев 2008 г. выросли с 2,5 млн (обычная для нынешнего количества рынка цифра) до 4 млн, а на данный момент они составляют 6 млн. Итоги I квартала были удовлетворительными, говорит Муртазин, продажи составили 8,5 млн штук (рост за год — 9%), средняя удельная стоиость — $220 (рост — 30%). Согласно данным «Евросети», I квартал 2008 г. не отличался от первых кварталов последних трех лет, в то время, когда рост продаж в финансовом выражении составлял 6-15%.
Но на данный момент продажи буксуют, в апреле рынок фактически не почувствовал классического оживления перед летним сезоном, говорит Муртазин.
Последние пять-шесть недель по продажам были самыми низкими в 2008 г., запасы сетей растут, говорит директор отдела телекоммуникаций русского офиса Samsung Дмитрий Кузнецов.
Муртазин уверен в том, что в стагнации виновато «рекламное затишье»: по оценке MRG, сети и производители в 2008 г. сократили рекламные бюджеты на 40%. Рекламы телефонов вправду стало меньше и это одна из главных обстоятельств роста складских запасов розничных сетей, говорит Чуйкин из «Евросети».
У производителей рекламные бюджеты привязаны к количеству продаж, что в 2008 г. вырастет в финансовом выражении на 10-12%, растолковывает он. А инфляция цены размещения рекламы за год, по оценке Чуйкина, образовывает 70%. Вот количество рекламы и падает. Официально рекламный вопрос другие сети не комментируют. Источник в одной из них признает, что компания сократила затраты на рекламу.
Представитель производителя мобильных телефонов напоминает, что государство деятельно пробует регулировать розницу — сравнительно не так давно сотрудники налоговой администрации обвинили «Связной» и «Эльдорадо» в неуплате налогов. Он утвержает, что в данной ситуации производители, которым сети должны по товарным кредитам, пробуют обезопасить себя и стремятся расширить маржу, а не собственную долю рынка. Они, например, опасаются вкладывать деньги в продвижение товара.
Влиятельный источник в федеральной сети с этим согласен.
Кузнецов из Samsung говорит, что в нынешней обстановке его компания вынуждена бороться с демпингом — сети назначают низкие стоимости, дабы поскорее расплатиться по кредитам. Он сохраняет надежду, что в 2008 г. продажи вырастут благодаря новым разработкам, к примеру мобильному телевидению либо появлению моделей с двуми симками.
© Роман Дорохов, Тимофей Дзядко, "Ведомости"