CPP: кто за всё заплатит?

Ещё до введения принципа СРР (Calling Party Pays – «платит звонящий») эта тема была у всех на устах. Операторы лишь и успевали производить пресс-релизы с официальными комментариями по тарификации «по окончании», журналисты сгущали краски, ожидая больших новшеств, а абоненты с замиранием сердца вычисляли дни до наступления часа икс. Но первое июля в далеком прошлом миновало, ажиотаж около бесплатных входящих поутих, операторы практически вернули собственную недополученную прибыль, соответственно, пришло время подвести первые значимые итоги введения СРР на территории РФ.

Все чего-то ожидали

Закон «О внесении трансформаций в Статью 54 закона «О связи», направленный на запрет оплаты телефонного соединения вызываемым абонентом, был одобрен Советом Федерации еще 22 февраля этого года. А полная картина того, как это будет в Российской Федерации, оставалась непонятной впредь до самого запуска совокупности «платит звонящий». Одни с уверенностью заявляли, что жить по принципу СРР станет лучше только вследствие того что это верно и во многих зарубежных государствах так.

Другие, наоборот, были настроены пессимистично и предрекали негативные последствия. В конечном итоге же принцип СРР содержал в себе как преимущества, так и недочёты для всех участников.

Для абонентов сотовой связи хорошим трансформацией именовалась возможность отвечать на вызовы с незнакомых номеров без всяких опасений за баланс собственного счёта, и более несложная и понятная тарификация звонков.

Но негативной стороной бесплатных входящих должно было стать введение платы за вызов с фиксированного телефона на мобильный. Получалось, плата за соединение снова перекладывалась на плечи несложных пользователей.

Мобильным операторам совокупность «платит звонящий» не казалась особенно привлекательной: из-за введения бесплатных входящих они разом теряли порядка 10% собственных доходов от голосового трафика. В совершенстве пробел должны были восполнить перечисления от операторов фиксированной связи, но согласовать тариф компенсации выяснилось сложной задачей.

Иначе, возможность говорить по мобильному безвозмездно должна была положительно отразиться на активности абонентов, каковые раньше сбрасывали все платные входящие.

А вот операторы фиксированной связи появились в абсолютном выигрыше: они взяли возможность дополнительного дохода и вместе с тем оказались под «опекой» страны, которое утвердило ставки для взаиморасчётов между операторами мобильной и фиксированной связи.

Взаиморасчёты операторов: кто станет крайним?

Не обращая внимания на внешнюю простоту обновлённого Закона «О системы» и связи «платит звонящий», при реализации проекта появились трудности. Во-первых, нужно было создать чёткую совокупность с целью проведения взаиморасчётов между операторами мобильной и фиксированной связи.

А во-вторых, необходимо было согласовать тариф на услугу завершения вызова за каждую 60 секунд соединения при звонках с городского телефона на мобильный.

30 мая 2006 года произошло совместное совещание представителей Мининформсвязи России и наибольших российских операторов мобильной и фиксированной связи, на котором участники обсуждали замыслы предстоящего сотрудничества из-за введения принципа и №32 Федерального закона «платит звонящий». На данной встрече представители «громадной тройки» («Билайн», МТС, «МегаФон») объявили, что настоящая цена соединения для них образовывает 5 центов, и внесли предложение установить компенсацию за завершение вызова при звонке с городского телефона на мобильный в размере 1,35 руб.* за 60 секунд (* Цены указаны без НДС). По словам операторов, такая ставка разрешила бы им покинуть существующие тарифы без трансформаций. Но дабы сделать переход к совокупности СРР более незаметным, они дали согласие опустить ставку до 1,10 руб. во время с 1 июля 2006 года по 30 июня 2007 года.

Дабы в будущем расширить тариф до требуемых 1,35 руб. за 60 секунд.

Подобное ответ разрешило бы безболезненно ввести в воздействие принцип «платит звонящий»: операторы сотовой связи имели возможность сохранить существующий уровень стоимостей, приобретая наряду с этим инвестиции, нужные для развития мобильной сети. А «фиксированные» операторы всё равняется остались бы в плюсе за счёт перераспределения выручки.

Казалось, ответ устраивает и представителей регулирующих органов, и операторов связи.

Но не тут-то было. Через некое время Россвязьнадзор произвёл личные подсчёты затрат операторов и установил тариф на услугу завершения вызова в размере 0,95 руб. По их данным, настоящая цена 60 секунд соединения для сотовых операторов равнялась 3 центам, соответственно, ставки 95 коп./мин. должно было с лихвой хватить на «восполнение» утрат операторов от бесплатных входящих. Представители «громадной тройки» продолжительно оспаривали это решение, настаивая на 1,10 руб. за 60 секунд соединения, но, так ничего и не добившись, стали разрабатывать новые тарифные замыслы и повышать цена одолжений связи в архивных.

Как ни парадоксально, но при расчётах за трафик между собой компании МТС, «Мегафон» и «Вымпелком» сошлись на ставке 0,95 руб. за 60 секунд. Наряду с этим компенсационный тариф для других сотовых операторов они установили в размере 1,10 руб. за 60 секунд соединения. Обстановка мгновенно привлекла интерес Федеральной антимонопольной работы, которая совершила диагностику на соответствие действий операторов антимонопольному законодательству РФ.

А по её итогам возбудила дело по показателям нарушения Статьи 6 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Согласно точки зрения ФАС, поведение МТС, «Мегафона» и «Вымпелкома» было похожим сговор и ущемляло права региональных и новых операторов. Так как из-за более большого, чем у операторов «громадной тройки», компенсационного тарифа они теряли собственное основное преимущество – возможность предложить абонентам более низкие цены на услуги сотовой связи.

Операторы отнеслись к обвинениям ФАС достаточно сдержанно, но «Вымпелком», со своей стороны, однако внес предложение дать малым операторам временную скидку от главного тарифа (1,10 руб.) за завершение вызова, подобную большим операторам, на период с 1 июля по 31 декабря 2006 года. В ответ Федеральная служба по борьбе с монопозмом похвалила инициативу «Вымпелкома», предложив двум вторым участникам «громадной тройки» поступить так же. Но никакой реакции со стороны МТС и «МегаФона» не последовало.

Первоначально рассмотрение дела было намечено на 28 сентября 2006 года, но на протяжении совещания рабочей группы ФАС было решено отложить рассмотрение дела на 19 октября 2006 года, для получения дополнительной информации, нужную для принятия обоснованного ответа.

19 октября Федеральная служба по борьбе с монопозмом наконец-то озвучила собственное решение по делу. ФАС признала компании «Вымпелком», МТС и «МегаФон» нарушившими Статью 6 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Действительно, предписание прекратить нарушение антимонопольного законодательства ФАС выдала только компании «МегаФон».

С ОАО «Вымпелком» и ОАО «МТС» обвинения были сняты «в связи с необязательным устранением нарушения». В то время, когда компания МТС успела снизить собственные ставки на взаиморасчёты с мобильными операторами, остаётся тайной: никакой достоверным сведеньям об этом ранее не было. А на вопрос, в то время, когда же стороны пришли к соглашению, пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин ответил, что «договорённость была достигнута практически незадолго до».

Что касается ОАО «МегаФон», компания не собирается соглашаться с ответом ФАС и планирует обратиться в суд для решения проблемы. Собственную правоту оператор аргументирует тем, что «по действующему русскому законодательству вопросы сотрудничества операторов, не признанных значительными, не подлежат регулированию, – это предмет переговоров сторон. Цены на пропуска трафика и услуги присоединения устанавливаются операторами сотовой связи самостоятельно, исходя из добросовестности и требований разумности».

Страница: 12

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.